понедельник, 1 марта 2021 г.

                                                    Лекторий для неполных семей

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Всем известно, как велико влияние семьи на воспитание ребенка. Полная семья, конечно, является залогом успешного формирования гармонично развитой личности. Однако далеко не редкость в современном мире семьи неполные, где именно женщина выполняет роли обоих родителей. 

Формирование полноценной личности ребенка должно происходить с учетом восприятия двух моделей поведения, и женщины, и мужчины, особенно в семейных отношениях. В противном случае, мальчик под маминой опекой растет без чисто мужских черт в характере: твердости, решительности, ответственности. А девочка формирует искаженный образ мужчины – упрощенный либо идеализированный, что мешает ей в дальнейшем строить свои успешные отношения. На самом деле качество воспитания не зависит от количества родителей в семье. И хотя задача формирования полноценной личности в «материнской» семье сложная, но вполне выполнимая. Для этого нужно постараться выполнить некоторые условия воспитания.

Чтобы вырастить и воспитать малыша в неполной семье, не стоит идти на поводу у собственных страхов. Нужно помнить, что Вы и ваше дитя – уже семья, сформированная и активно действующая! Не вините себя в жизненных неудачах. Не стоит зависеть от негативного мнения окружающих, живите по собственным убеждениям. Не считайте свою семью неполной или неполноценной. Как можно чаще повторяйте себе, что Вы хорошая мать. Уверенная в себе мама, даже при отсутствии отца, способна вырастить ребенка счастливым, свободным и успешным членом общества.

Воспитать мальчика примером для подражания можно и без отца, главное верить в него, понимать и принимать, ведь семья – это не только люди, проживающие совместно, это преданность, взаимопонимание, выручка и любовь. Не стоит брать на себя роль отца, правильнее будет возложить эту роль на родственников мужского пола, друзей, знакомых мужчин. Именно они покажут, как должен вести себя мужчина. По достижении трехлетнего возраста правильным будет предоставить возможность общения с тренером спортивной секции, который научит не бояться мелких травм и неудач. А мама должна оставаться женственной, доброй, нежной, ласковой, проявлять некоторую слабость, чтобы будущий мужчина, знал, что женщины нуждаются в опеке и помощи, в противном случае отношение к ним сформируется соответствующее. В пятилетнем возрасте мальчик учится быть целеустремленным, преодолевать препятствия. Ему необходима положительная оценка со стороны мужчины. Одобрение и похвала со стороны матери за любой положительный опыт поможет определить правильность действий в достижении намеченного. Все же избегайте излишней мягкости, не душите ребенка чрезмерной любовью и опекой. Давайте ему свободу выбора и позволяйте расти в собственном ритме. Ваш сын должен учиться самостоятельности, формировать характер твердый и решительный. Не стремитесь закончить дело за ребенка, лучше объясните, как доделать его правильно. Мальчик должен научиться доводить начатое до конца сам. Не поручайте непосильных заданий, но никогда не отказывайтесь от предлагаемой помощи. Пусть Ваш будущий мужчина растет защитником и опорой женщине.

Бытует мнение, что при воспитании в неполной семье дочери, проблем с воспитанием наблюдается меньше. Но так ли это? Конечно, мама вполне может справиться с воспитанием дочери без отца, а бабушка ей поможет. И обе они стараются, чтобы, повзрослев, дочка сделала правильный выбор. Но в формировании женского характера есть свои особенности, и некоторых проблем избежать не удается. Почему же случается так, что девочка из неполной семьи повторяет несчастливую судьбу своей матери? Оказывается, девочки, выросшие в семье без отца, испытывают трудности в построении отношений с мужчинами в дальнейшем. А происходит это потому, что они не имеют достаточного опыта общения с противоположным полом, для них поведение мужчин является загадкой, непонятным ребусом. Отсюда формируются трудности в общении с противоположным полом, чувство тревоги. В результате, повзрослев, но так и не осознав роли мужчины в семье, девочки не видят никакого резона в создании собственной семьи. А когда семейные отношения все-таки появляются, возникает другой подводный камень. Представления о роли мужчины и женщины в семье и в жизни для них являются условными. Мужчина, непонятный, загадочный, им чужд, молодые женщины стремятся от него избавиться. А когда это происходит, они заметно успокаиваются, ведь «…жизнь снова вошла в привычное русло…». Есть и противоположная сложность, когда отсутствие общения с отцом, мужчиной формирует у девочки чрезмерную потребность в мужском внимании.

Нужно помнить, что девочка строит свою жизнь по материнскому сценарию. Поэтому девочке не говорят плохо о мужчинах, и особенно об отце. Наоборот, показывают семьи с доверительными отношениями, внушают, что когда она вырастет, то тоже удачно и счастливо выйдет замуж и будет иметь благополучную семью. Девочку следует учить быть доброй, нежной, женственной, заботливой. Мужчина должен быть в семье, интересоваться ребенком, так как недополученная доля мужского внимания негативно отразится на судьбе девочки. Пусть это будут дедушка, дядя, старший брат или посторонний знакомый мужчина. Они помогут понять значимость отношений с представителями противоположного пола.

Девочки, которых мама оберегали от трудностей, не выносят критики со стороны противоположного пола, не желают прислушиваться к мужскому мнению. Поэтому не стоит ограждать девочку от семейных неурядиц, главное, чтобы она видела способ их решения. В этом случае порог восприимчивости к стрессовым ситуациям будет оптимальным, а ожидания от личной жизни будут адекватными.

Часто дочь слышит от матери, что папа-подлец ее бросил, забыл и не хочет общаться. Так мать рискует «уронить» самооценку дочери, ведь если родной отец ее не любит, вряд ли кто-то полюбит еще. Кроме того, знать, что рожден от плохого человека унизительно.

Поистине любящей матери по плечу воспитать полноценного члена общества. А когда ребенок вырастет и повзрослеет, заложенный правильный в детстве фундамент будет влиять на его поведение и на качество жизни.


 - Ребенку следует объяснить, что произошло. И сделать это нужно в доступной для его понимания форме. При этом обязательно соблюсти как минимум три правила:

1) никого не обвинять;

2) заверить, что ушедший из семьи родитель любит его;

3) показать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть.

 - Помогать ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, не замыкая искусственно его на себе, в противном случае у него сложится чрезмерная и нездоровая зависимость от оставшегося с ним взрослого.

 -  Постараться как можно проще разрешать возможные разногласия с прародителями (собственными отцом и матерью) по поводу воспитания ребенка. Возможно, они предложат свою помощь, и одинокому родителю придется принимать ее гораздо чаще, чем хотелось бы. Каждый конфликт с ними будет вредить ребенку, будет рождать и поддерживать в нем неуверенность, а самого родителя выводить из себя.

-  Если ребенок не маленький, нужно создать ему возможность встречаться со сверстниками и с какими-то другими лицами того же пола, что и отсутствующий теперь в семье родитель: это могут быть родственники, друзья семьи, хорошие знакомые.

-  По возможности следует обеспечить ребенку наблюдение психолога.

 -  И все же самое главное, что может сделать одинокий родитель, - это по возможности обрести собственную семью, заменить недостающего родителя.

-  Не заниматься воспитанием в плохом настроении;

- Понять, чего вы хотите от ребенка и объяснить это ему; узнать, что он об этом думает;

- Предоставить ребенку самостоятельность. Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг. Не подменять воспитание опекой;

- Не подсказывать готовое решение - подсказывать, если необходимо, пути к решению и время от времени разбирать с ребенком правильные и ложные шаги к цели;

- Непременно хвалить ребенка за успех;

- Научить ребенка самому оценивать свои достижения и гордиться ими;

 - Если ребенок совершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобы ребенок смог осознать услышанное;

- Оценив проступок, следует поддержать ребенка как личность: прикоснуться к нему, чтобы он почувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что родитель уверен, что все у дитя будет в порядке;

- С ребенком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим;

- В случае возникновения трудностей в воспитании, а лучше - для их профилактики - следует обратиться за помощью к психологу.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий