Когда
ребенок царапает или кусает других детей, то речь идет о поведенческом
симптоме, за которым скрывается какая-то важная потребность. В статье –
рекомендации, на что стоит обратить внимание и как помочь ребенку
адаптироваться в обществе.
Не все дети умеют выражать свои чувства и потребности понятным адаптивным языком. Важно понаблюдать за ребенком, чтобы разобраться, по каким причинам он царапает или кусает детей в группе.
Устанавливает
границы в отношениях
Когда
ребенок царапает другого ребенка, возможно, он таким способом пытается отстоять
свои границы. Например, когда у дошкольника отнимают игрушку, то в ответ он
царапает или кусает обидчика, чтобы показать, что он против. Если ребенок сам
на что-то претендует, но не получает желаемого, то он расстраивается и
реагирует также.
Рекомендации
Помогайте
адаптироваться ребенку в отношениях с другими детьми. Учите дошкольника
проявлять свои чувства, выражать потребности допустимым способом. Обозначайте
чувства детей, их желания и побуждения. Пусть они знают, что правильно
чувствуют, ведь изначально побуждения каждого ребенка положительные – они
защищают свои потребности. Проговаривание чувств даст им возможность понимать
себя и другого.
Пример
комментария. Маша, тебе не
нравится, что забрали у тебя
игрушку? Ты расстроилась и разозлилась? Понимаю, несправедливо. Ты
хотела, чтобы ее вернули и без спроса не брали? А тебе, Максим, так понравилась
эта игрушка, что ты очень хотел в нее поиграть и даже не увидел, что Маша
сейчас ей увлечена. Посмотри, кажется, она сильно разозлилась, когда ты ее
отнял, даже поцарапала тебя.
Ищите
вместе новые полезные способы
контакта. Установите ясные границы
с пояснением: «в нашей группе царапаться и кусаться нельзя – это больно и
обидно».
Хочет
чувствовать, что он существует
Причиной такого
поведения может быть то, что ребенок экспериментирует со своим влиянием на
окружающий мир. Дошкольник получает обратную связь и делает вывод: «На меня
реагируют, значит, я существую». Возможно, это пока единственный способ,
которым ребенок привлекает внимание и ощущает обратную связь.
Рекомендации
Подберите для детей
игры, которые помогут им почувствовать, что они заметны и влияют друг на друга.
Формируйте ощущение ответственности за свои поступки.
Пример игры. Дети
становятся в круг. Одного из дошкольников назначьте ведущим. Задача ведущего –
сделать какой-нибудь жест, который будут повторять другие дети. Далее эстафета
ведущего переходит к следующему ребенку. И так по очереди – один придумывает,
другие повторяют. Чтобы детям было интересно, можно разнообразить игру
хлопками. Во время подобных игр прорабатывается потребность в причастности к
миру. Также они поддерживают хорошее настроение и развивают внимание.
Конкурирует
за внимание воспитателя
Если ребенок царапает
других детей только в детском саду, то причиной может быть конкуренция за
внимание воспитателя. Возможно, дошкольник чувствует, что к другим
детям воспитатель больше
расположен. Тогда он обнаруживает,
что кусаться и царапаться – это хороший повод быть
замеченным. Критика в этом случае для ребенка – результат обращения внимания на
себя.
Рекомендации
воспитателю
Дайте ребенку понять,
что вы его замечаете, и царапаться для этого ему необязательно. Важно, чтобы
дошкольник обнаружил другие способы, на которые вы реагируете. Например, во
время игры интересуйтесь ребенком, побеседуйте с ним о чем-нибудь или просто
улыбнитесь. Подмечайте вслух его положительные качества.
Пытается
сплотить семью
Когда ребенок
царапается и кусается, это может говорить о тревоге. Если родители не осознают
свои проблемы, но часто ругаются, то по их поведению дошкольник все равно
чувствует, что привычное рушится. Он хочет, чтобы родители отреагировали. Мама
с папой разговаривают, обсуждают проблему, думают что делать – тогда все
хорошо, все на месте, тревога затихает, ребенок снова
улыбчив и разговорчив. В этом случае он не
захочет избавляться от такого поведения, потому что тревога за семью усилится.
Рекомендации
родителям
Обратите внимание на
то, что происходит в семье. Переживаете ли вы, что семья может распасться?
Сплачиваетесь ли в ситуациях, когда возникает какая-то общая проблема? Если да,
то обратитесь к семейному психологу или психотерапевту. Он выстроит открытый
диалог между членами семьи с психологической поддержкой: поможет осознать
переживания, подобрать слова, научит слышать себя и друг друга. Это
снимет с ребенка ответственность за сохранение ваших
отношений.
Переживает
кризис в семье
Поведенческий симптом
может быть реакцией ребенка на изменения в семье. Дошкольник еще не
адаптировался к новому, и ему нужны помощь и поддержка в этот период. Как
проявить переживания и попросить о помощи по-другому, он пока не знает.
Рекомендации
родителям
Произошли ли в вашей
семье какие-то изменения, где привычный образ жизни изменился? Это может быть
смерть близких, рождение новых детей, переезд, аварии, травмы, болезни,
шокирующие события. Если да, то обратитесь за помощью к детскому психологу или
психотерапевту.
Комментариев нет:
Отправить комментарий