Создание безопасных условий для детей в условиях семьи
Но, к сожалению, семья (даже внешне
благополучная) очень часто напоминает театр военных действий,
арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз,
нередко доходит и до применения физической
силы. А ведь именно семья должна обеспечивать развивающий
характер ребенку-дошкольнику, а школьникам – состояние психологической
защищенности. Дети очень чувствительны к влиянию психологического насилия,
опасности, дискомфорта.
Психологическое
насилие - это воздействие, причиняющее обиду,
вызывающее гнев, страх, эмоциональную неуверенность в собственной
значимости и неспособность защитить себя от этого. Порой родители в
воспитательных целях проявляют психологическое насилие по отношению к
собственному ребенку, не отдавая себе отчет в том, что таким образом, они
достигнут противоположного эффекта. Ребенок осознанно или неосознанно начинает
сопротивляться, по-своему отражать неблагоприятные воздействия со стороны
родителей, старается всячески защититься от возможных угроз его личности. Так
формируются определенные механизмы психологической
защиты. В некоторых случаях дети начинают лгать,
изворачиваться, уходить из дома, в других - наоборот -
противостоять родителям: делать все во вред, вести себя вызывающе,
демонстративно, открыто или скрыто бунтовать.
Психологическое насилие
в семье имеет следующие проявления: употребление родителями бранных слов и
крика, постоянные допросы и унижения,
оскорбления, проявление грубости по отношению к друзьям
ребенка, оскорбление их, контроль и ограничение действий,
неясные угрозы.
Что же является основными причинами
нарушения психологической безопасности ребенка в семье?
(6 слайд)
- Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда когда
даже ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок
может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку
до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
2.
Психологическая безнадзорность в сочетании
с гиперопекой, т.е. неумением справляться с жизненными ситуациями. Там, где
господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и
инструкциями, не остается места для нравственности.
Все перечисленные
признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в состоянии
психоэмоционального напряжения или стресса. Более того, нарушения
внутрисемейных отношений приводят к формированию социально опасного поведения
ребенка.
Типичными нарушениями
родительского поведения, которые неизбежно нарушают психологическую
безопасность ребенка и побуждают его формировать всевозможные способы
психологической защиты, можно отнести и следующие внутрисемейные моменты:
прямое и непрямое доминирование родителей, безразличие к ребенку, недостаток
теплоты и уважения к индивидуальным потребностям ребенка, понуждение принимать
чью-то сторону в родительских спорах, невыполнение обещаний.
Родители, страдающие от
упрямства, «неуправляемости» своих детей, не отдают себе отчета в
том, что все это проявление детского бессилия. Поэтому, сталкиваясь с
реакциями защитного поведения, надо не столько огорчаться и раздражаться,
сколько проявлять терпение и, главное, любовь и дружескую снисходительность.
(7 слайд) А как же
справиться с этим причинами, которые приводят к нарушению психологического
здоровья? Существуют 3 фактора, которые позволяют родителям оказывать позитивное
влияние на судьбу своих детей и на принимаемые ими решения.
1.Это взаимоотношение родителей. Ребенок - плод взаимоотношений родителей. И любовь родителей друг к другу
- это его жизненная основа, основа его уверенности в себе, в своей ценности.
Если ребенок видит, что его родители любят друг друга, он чувствует себя в
безопасности.
Поэтому, обнимитесь на глазах у
детей,говорите о том, что любите друг друга, чтобы дети это слышали. Как
минимум: не ссорьтесь, не выясняйте отношения, не плачьте на глазах у детей.
И еще важным моментом является личный
пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно
анализировать себя и свои взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально
отражают наши проблемы. Но пока мы сами не преодолеем эти проблемы, мы не
сможем требовать этого от детей. Требуйте от себя вежливости, уважения к
собственным родителям, бесконфликтности, здорового образа жизни. Как известно,
«дети поступают не так, как мы им говорим, а так как поступаем мы сами.
2.Создание безопасного климата в
семье. Атмосфера безопасности обеспечивается
гармоничным сочетанием твердости и мягкости, труда и отдыха, необходимо
поощрять и хвалить детей – для развития адекватной самооценки. Дом, где ребенок
чувствует, что ему рады, что он вызывает интерес, что его уважают, его
переживания разделены, и он играет определенную нужную и важную роль, всегда
будет притягивать его и поддерживать его уверенность в себе (а у нас
зачастую родители не хотят забирать своих детей даже на выходные дни, а детки
это очень сильно переживают и чувствуют свою ненужность родителям).
Фактор, который
позволит родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей и на
принимаемые ими решения это - эффективное общение с детьми. Самая
простая помощь состоит в создании у ребенка убежденности в том, что он хороший
и что родители его любят. Например, можно несколько дней
подряд записывать малейшие достижения ребенка и по вечерам читать их ему,
приговаривая: "Вот какой ты замечательный!", искренне радоваться
малейшим успехам своего ребенка, интересоваться его делами, формировать веру в
успех. При неудачах ребенка подчеркивать его достоинства,
подкреплять уверенность в собственных силах, формировать перспективу. При
критике сосредотачивайте внимание на конкретном поступке ребенка, не
подвергайте критике личность ребенка в целом, не оскорбляйте, не унижайте
его достоинства: вместо «Какой ты растяпа, вечно все роняешь!», лучше
сказать: «В следующий раз будь, пожалуйста, поаккуратнее».
Если же ребенок такой
помощи не получает, то скрываемое представление о своей неполноценности,
ущербности, усиливает в его характере замкнутость, робость или враждебность к
окружающим. В таких условиях необходимость компенсации делает ребенка
эгоцентричным: он все время хочет быть в центре внимания и непрерывно требует
признания своих достоинств. Это раздражает общающихся с ним, и поэтому ребенок
находится в постоянном конфликте с родителями, воспитателями и
учителями.
Поскольку
психологическая безопасность ребенка - условие жизненной успешности
и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что
родителям не стоит экономить силы на ее
обеспечение в детстве.
У детей существует колоссальная
потребность в родителях. Поэтому важно уделять время ребенку, проявлять
интерес к жизни ребенка. Спрашивать, как прошел день, что он думал,
переживал, чувствовал. Не только про уроки и школу, но и про друзей, про последний
фильм который он смотрел. Выслушивать своих детей предельно внимательно, о чем
бы они ни говорили. Рассказывает - значит, доверяет вам. Важно не потерять
этого доверия.
Необходимо уважать мнение ребенка,
делиться своим жизненным опытом, проводить вместе время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий