ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Право –
это совокупность,
устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения
людей, в обществе. Права относятся
ко всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса:
детей, родителей,
педагогов.
К основным международным
документам, касающимся прав детей,относятся:
- Декларация прав ребенка (1959),
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Декларация прав ребенка является
первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации,
местные власти и национальные правительства призываются к признанию и
соблюдению прав детей
путем законодательных и других мер.
В
Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь,
понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование,
возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях
свободы и достоинства. Особое внимание уделяется защите ребенка. Указывается,
что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм
небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Жестокое обращение с детьми
включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами,
попечителями (другими членами семьи ребенка, педагогами, представителями
органов правопорядка.
Различают 4 формы жестокого обращения с детьми:
физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами
ребенка.
Декларация является основой
для Конвенции о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит
из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в
возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей.
Конвенция признает за
каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических
или иных убеждений, национального и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту;
активное участие в жизни общества.
В
Конвенции выдвинуты требования к образовательному процессу (статья 29):
а) развитие личности, талантов и умственных и физических
способностей ребенка в их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам человека;
в) воспитание уважения к родителям ребенка,
к его культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой
ребенок проживает;
г) подготовка ребенка к
сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и
женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами;
д) воспитание уважения к
окружающей природе.
Правовое
воспитание –
процесс формирования правовой
культуры и правового поведения, т. е. активного и сознательного
соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими
людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не
зависимо от ситуации.
Этапы правового воспитания детей:
I этап (младший дошкольный
возраст) – обучение детей нормам поведения в
коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и
взрослыми людьми.
II этап (средний дошкольный
возраст) – продолжение работы по развитию
коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения,
умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и
отрицательные.
III этап (старший дошкольный
возраст) – формирование нравственно-правовой культуры на основе
знаний основных прав,
ознакомление с понятием «право».
Детям старшего дошкольного возраста
доступны для понимания следующие группы прав:
1. Права ребенка на
существование, выживание (право на
жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу,
заботу родителей).
2. Права ребенка на развитие
(право на образование,
полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями
и способностями, право на отдых,
досуг).
3. Права ребенка на защиту (защищенность
от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).
Комментариев нет:
Отправить комментарий